Форум клуба Катори


Форум Московского клуба кендо и кобудо Катори

Маробаси: высший секрет японского фехтования.

Обсуждение статей, опубликованных на нашем сайте и не только...

Модератор: kre:all

Маробаси: высший секрет японского фехтования.

Сообщение Fundador » 15 май 2017, 20:22

Маробаси: высший секрет японского фехтования


Иногда нам приходится слышать о секретных техниках старых школ фехтования. Некоторые думают, что это какие-то хитрые технические приемы, некоторые полагают, что узнать их можно лишь став наследником школы, а некоторые просто считают устаревшей средневековой ерундой. Не исключено, что в каждом из этих мнений есть частица истины, но я хотел бы рассмотреть еще один вариант.

Недавно ко мне в руки попал перевод статьи Ватанабэ Тадасигэ, 21-го главы школы Синкагэ-рю. Эта школа обрела широчайшее распространение в эпоху Эдо. Ее представители служили учителями фехтованию при сегунах и во владениях многих дайме. Главе именно этой школы Ягю Мунэнори писал свои “Письма мастера дзэн мастеру фехтования” Такуан Сохо.

В своей статье Ватанабэ Тадасигэ пишет, что высшим секретом школы Синкагэ-рю являемся Маробаси, а затем рассказывает что это такое. Вот небольшой фрагмент из нее:

“В школе Синкагэ-рю применение высшего сокровенного приема с мечом подобно танцу, полету, посадке: сознание не фиксируется на одном действии, не испытывает страха и не медлит. Применять высший сокровенный прием с мечом значит пребывать в том же психическом состоянии, в каком был основатель школы, и при этом не допускать ни малейшего промедления в действиях мечом, при каждом шаге, при каждом ударе равно проявляя такую же колоссальную мощь, с какой круглый валун скатывается с вершины высоченной горы на дно ущелья глубиной в тысячу жэнь. В этом действии присутствуют и чувство дистанции (маай) и умение выходить на нужную дистанцию (ма-цумори), и чувство ритма (хёси) и умение согласовать свой ритм с ритмом движений противника (тёси), и совершенные позиции (синсэй), но нет и намека на низменную мысль о победе и поражении, есть одно только просветленное состояние самадхи (саммайкё). Наши предшественники отождествляли это состояние с ветром (фу), с водой (суй), с отсутствием (му), с пустотой (ку), с белым светом (хаку) или с черной тьмой (коку), но всё это были лишь разные имена для одного единого состояния Маробаси.” [Перевод с японского: А. М. Горбылёв]

Маробаси — философская концепция применяемая в японских боевых искусствах, в частности в кендо. Этот термин можно понимать в определенном контексте как “бесформенность”, или следование “пути природы, свободе и энергии жизни” а также может обозначать состояние просветления в дзэн. https://en.wikipedia.org/wiki/Marobashi

Полагаю, искать секрет выше и глубже этого нет особого смысла, но этот секрет из тех сокровищ, которые очень непросто унести с собой. Вот оно, бери… если сможешь. Думаю, у многих сейчас должны опуститься руки: ну где мы, а где просветление? Да и не может же никто толком объяснить, что это вообще такое и как его достичь?

Однако, школы японского фехтования не просуществовали бы долгие столетия, если бы не могли обеспечить ученикам возможность достичь высшей цели, и исторические свидетельства, вплоть до нашего времени, говорят о том, что есть люди цели достигающие.

Ватанабэ Тадасигэ пишет, что методы школы Синкагэ-рю ведут к этой цели. По его описанию, в них нет ничего особенного: набор ката, методов тренировки, теоретических знаний. Есть ли подобные методы в кендо? Конечно есть. Думаю, что популярность кендо в Японии, в том числе среди людей явно понимающих его истинную цель, не была бы столь высока, если бы его методы не были достаточно эффективны.

Какие же методы в кендо ведут к пониманию высшего секрета фехтования? Полагаю, так же как и сам высший секрет, они у всех на виду: это те требования, которые предъявляются к кенши помимо соревновательной практики. Некоторые спортсмены задаются вопросом: зачем весь этот этикет, зачем странные упражнения, зачем нужны ката? Наконец, почему “дан” в кендо часто мало коррелирует со спортивными успехами и почему оценка поединка на соревнованиях и на экзамене совершенно разная?

Все кендо, включая соревновательную практику, но не только ее, это и есть форма, встраиваясь в которую человек меняет свою сущность. Но форма (например форма для отливки стали) это статичный трехмерный объект. Форма кендо имеет еще одно измерение — время. “Четырехмерная”, вытянутая во времени, форма это Путь. Но как, за счет чего этот путь меняет человека? Этого мы не можем понять, потому что не можем охватить нашим “трехмерным” взглядом “черырехмерную форму”. Если мы хотим познать высший секрет фехтования, мы можем лишь довериться этому Пути и строго следовать тому, чему нас учит кендо, даже если мы не понимаем зачем все это нужно и как оно поможет нам достичь цели.

Антон Федотов
Сколько овцу не тренируй, волка из неё не получится :-)
Аватар пользователя
Fundador
 
Сообщений: 957
Зарегистрирован: 25 янв 2010, 20:50

Вернуться в Статьи

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron