Форум клуба Катори


Форум Московского клуба кендо и кобудо Катори

Теория Кендо Лекция Цурумару Дзюичи (9-й дан Ханси)

Обсуждение статей, опубликованных на нашем сайте и не только...

Модератор: kre:all

Теория Кендо Лекция Цурумару Дзюичи (9-й дан Ханси)

Сообщение Fundador » 22 авг 2012, 21:16

Вопросы философии
Теория Кендо
Лекция Цурумару Дзюичи (9-й дан Ханси)
Kendo World 3.1, 2004 г.

Перевод на английский: Имафудзи Масахиро
Перевод на русский: Антон Федотов


1. Моё понимание кендо

Определение кендо

Кендо это “путь” изучения атаки и защиты с использованием меча. Практиковать кендо можно не только с деревянным мечом (бокуто) или бамбуковым мечом (синай) но и без меча вовсе. Лекции подобные этой, рассказывающие о базовых принципах кендо, об идеях, которые помогают улучшить технику, тело и сознание — тоже часть кендо, в широком смысле этого слова.

Техника (дзюцу) и путь (мичи) — в чём их отличия

Слово мичи порой используется взамен дзюцу. Вообще, мичи имеет два значения: Путь, как цель, и процесс достижения цели. Путь даёт основы и принципы, то есть, нет ничего ценнее на Пути, чем сам Путь. Нет ничего важнее чем искать Путь (глубочайшее понимание природы вселенной).

На гору ведёт множество троп, но с вершины мы видим одну луну.
(Фундаментальный принцип конфуцианства, буддизма и христианства)

Встаньте на Путь, и вы никогда не пожалеете ни о чём, даже если на пути к вершине потеряете жизнь. Есть те, кто видит наивысшую ценность в Пути как таковом, а есть те, кто находит ценность в средствах и методах достижения цели Пути. Эти средства и методы и есть второе значение мичи, они называются дзюцу. Дзюцу означает тоже самое что искусство (гей) и техника (вадза). Таким образом, нельзя разделять в тренировках мичи и дзюцу.

Можно сказать, что мичи без дзюцу — лишь мертвая теория. С другой стороны, дзюцу без мичи — только набор движений, лишённый души. С позиции тренировок, вы продвигаетесь на Пути по мере того как со всем старанием тренируете технику (дзюцу). Овладение техникой формирует базу для вашего развития, для укрепления духа и сознания. То есть, физический результат овладения дзюцу обладает первостепенной важностью для высшей цели ментального и духовного развития.

Иными словами, если вы занимаетесь кендо лишь ради побед на соревнованиях или как гимнастикой, не обращая сознательного внимания на духовные аспекты, потенциальная ценность кендо сильно снижается. Крайне важно ценить то, что содержится в кендо и стремиться к такому отношению, при котором вы самоотверженно посвящаете себя изучению Пути. Если вам кажется, что это доступно только тем, кто профессионально занимается кендо — это не так. Просто, проникнуть в глубинный смысл кендо можно лишь полностью посвятив себя этому.

Если рассматривать кендо только в техническом аспекте, то это кендзюцу. Однако, если техника меча используется для развития личности, тогда, я считаю, можно говорить о кендо, дословно Пути меча.

2. Моё видение правильного кендо

Главные замечания

Надеюсь, вы уловили суть моих весьма туманных высказываний о ценности кендо. Теперь я хотел бы более конкретно поговорить о процессе тренировки. Я хотел бы рассмотреть суть теорий и устремлений мастеров прошлого и современных специалистов, и привнести её в нашу собственную практику. Может быть это и не будет вам полезно прямо сейчас, но, я надеюсь, сможет стать путеводной нитью на вашем Пути кендо в будущем.

В процессе тренировок бывают моменты, когда вы понимаете, что “кендо этого человека величественно и изящно” просто взглянув на него или на неё. Я хотел бы чтобы вы задумались: почему этот человек производит такое впечатление.

Прежде всего, вы должны понять, что составляет “сущность кендо”. Я расскажу об этой “сущности” здесь, и важно не забывать удерживать это в голове. Нужно развивать себя с помощью постоянных тренировок, и тогда, мало помалу, связь между законами природы, природой человека и правильным кендо будет становиться яснее и однозначнее. Так ваше кендо станет непринуждённым, единым со всем миром. Если вы будете тренироваться таким образом, кендо будет доказывать свою ценность контексте прогресса цивилизации, и вы увидите, что на самом деле вы вносите вклад в развитие культуры.

3. Основная суть

1. Стойка и состояние

В целом, “стойка” означает следующее:


Форма и внешний вид (например, красивый внешний вид)
Поза (например, плохая поза или комфортная поза)


О “состоянии” говорят имея в виду:


Стойку и внешний вид
Позу
Движение в ответ на движение другого человека
Состояние сознание соответствующее ситуации


Всё это изучается и формируется мало помалу с самого рождения, подвержено сильному влиянию окружающих людей, что делает их отличными от того, что присуще человеку с рождения. Усвоенные с пелёнок, они позволяют делать некоторые суждения, давая ключи к анализу поведения других людей.

Стойка и состояние в кендо определены некоторыми “законами”, такими как правильная работа ног, хват синая (те-но-учи), стабильная талия, положение режущей кромки и кончика клинка, положение шеи и головы, взгляд или мецкей, движение тела (при ударе и не только) и т.д. Один из самый приятных моментов в кендо — удовлетворение от идеально выполненного, в рамках этих законов, движения. То есть, такие жесткие методы тренировки как кирикаэси и какари-кейко нужны для развития плавности движений, сильного духа, точности ударов, для изучения правильных возможностей для удара, синхронизации сознания, сердца и техники (син-ки-рёку-ичи). Пропущенный во время тренировки или поединка удар даёт вам возможность узнать свои слабости и научиться контратаковать, превращая слабость в силу. Получая удары вы узнаёте различные техники и их свойства, так вы учитесь быстро и точно реагировать на любую ситуацию.

Увидев превосходную технику, вы должны попытаться повторить её. Попробуйте вначале на менее опытных учениках, а по мере освоения механики движений, можно попытаться применить её с более опытными чем вы. Так, постепенно обретая уверенность, вы можете добавить эту технику в свой арсенал и эффективно использовать в сиай. Те кто освоили таким образом много техник хорошо сражаются в сиай и смотреть их поединки гораздо интереснее.

2. Кикон

“Сделайте фигурку Будды и поместите в неё душу”. Эта душа — кикон кендо. Изначально главным качеством кендо было выживание в смертельном бою. Однако, в наше время, благодаря использованию доспехов и синаев, а также деревянных мечей бокуто для ката, ученик никогда не сталкивается с опасностью смертельного поединка как такового. Но, несмотря на это, к синаю надо относиться как к синкену, с тем же уважением и пониманием опасности. В конце концов, кендо это Путь меча, и многие изучаемые нами принципы основаны на эффективном использовании меча.

Поэтому, несмотря на круглое сечение синая, много внимания уделяется сохранению правильной плоскости реза, хасудзи. Более того, занимаясь кендо необходимо использовать киай и бросаться в атаку не беспокоясь о последствиях, сохраняя при этом ментальную и физическую готовность дзансин после удара. Если вы пренебрежёте ощущением использования настоящего меча, истинный смысл кендо будет исчезать из этикета, манер поведения, и из осознания трансцендентной природы жизни и смерти (безразличия относительно победы и поражения). Это фундаментальный принцип кендо, всё обучение и методология кендо были построены на этом принципе. (См. официальную концепцию кендо).

3. Правильный удар

Правильный (точный, верный, подобающий) удар строится на приведённой выше теории. Это эффективный удар по правильной цели, наполненный кикон, с правильной стойкой и состоянием.

4. Характерные свойства и ментальные состояния

Одним из характерных свойств кендо является подчёркивание инструкторами необходимости постоянно атаковать, а не использовать защитные техники. Это традиционная идея “упреждения”, или сен и перехвата шанса на атаку. Многие традиционные школы фехтования обучают защитным техникам лишь как незначительным моментам в последовательности атак. Не следует разделять защиту и нападение, по этому, все так называемые защитные техники лучше рассматривать как вариации атакующих техник. Это относится не только к техникам как таковым, но также и к методологии обучения кендо, где пассивное, защитное состояние считается слабым.

Ещё одним характерным свойством кендо является бесстрашное стремление атаковать с полной решимостью, сохраняя при этом способность упреждения атак противника. Не нужно беспокоиться о пропущенных ударах во время обычных тренировок. Всё что нужно — свободно наносить удары наполненные кикон или духом. В результате энергия кикон будет расти и ваша техника будет улучшаться. Получая удары и нанося удары в ответ вы учитесь правильным техника, эффективному выполнению тиехник, а также учитесь мгновенно применять их при появлении малейшей уязвимости, не тратя время на размышления о возможностях. Движения становится естественными и спонтанными.

Часто бывает что кендока, сильный в поединке дзикейко не может победить на соревнованиях. Разумеется, ментальное состояние и сила (ки) человека влияет на исход поединка. С другой стороны, если вы поддерживаете сильное состояние сознания, становится возможной победа даже над значительно более опытным противником. Те, кто тренируется без энтузиазма и полагаются только на физическую силу или технический навык, теряют хладнокровие перед лицом сильного противника, их техника становится бесполезна и они могут проиграть. С другой стороны, те кто ведёт себя скромно во время тренировок и посвящает всего себя поставленной цели, естественным образом обретает отвагу, сохраняя спокойствие в душе. Это секрет успеха в сиай.

4. Заключение

В заключении я хотел бы подвести итог тому, что сказал выше. Нельзя заниматься кендо без цели, должна быть ясная цель и стремление к ней. Старайтесь изо всех сил, исследуйте себя и своё кендо. Не жалейте сил, но и не торопитесь. Двигайтесь вперед неспеша, и никогда не пренебрегайте возможностью вернуться назад и заново пройти уже освоенный материал. Только так вы сможете шаг за шагом развивать вашу технику и ваше сознание. Подводите теорию под технику и непрестанно применяйте теорию на практике.

Следуйте наставлениям и стремитесь стать лучшим человеком, посвящая всего себя без остатка Пути кендо в течении всей жизни. Уровень, или дан в кендо является показателем вашего прогресса. Почётные титулы, шогё — показатель морального уровня мастера боевых искусств. Несмотря на то, что сиай в кендо не является конечной целью, он позволяет ясно видеть результат ваших усилий и даёт ключи к пониманию направления, в котором следует развиваться и показывает, что следует исправлять. Таким образом, вы всегда должны быть хорошо подготовлены к сиай и помить о важности и эффективности такого метода тренировки. Так вы можете проверить, чего на самом деле добились пролитыми на тренировках потом, кровью и слезами. Такое отношение к кендо делает сиай превосходным дополнением к тренировкам и привлекает других людей к изучению Пути кендо. Таким образом, хоть сиай и не является целью Пути, он крайне важен, и пренебрегать им нельзя. На этом урок окончен!
Сколько овцу не тренируй, волка из неё не получится :-)
Аватар пользователя
Fundador
 
Сообщений: 1242
Зарегистрирован: 25 янв 2010, 20:50

Вернуться в Статьи

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron