Форум клуба Катори


Форум Московского клуба кендо и кобудо Катори

Мусаси-кай Нито-рю

Обсуждение статей, опубликованных на нашем сайте и не только...

Модератор: kre:all

Мусаси-кай Нито-рю

Сообщение Fundador » 17 мар 2013, 22:43

http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... EbybXPHpYA

Кендо
Мусаси-кай Нито-рю
Вашему вниманию предлагается частичный перевод двух отчётов с семинара Мусаси-кай посвящённого Нито-рю кендо.

Первый отчёт был опубликован в блоге kenshi247.net, автор второго Brian Sherry из NoVA Budokai.

Перевод на русский: Антон Федотов

Отчёт Kenshi247.net

Состоялся второй семинар по Мусаси-кай в США, первый был организован как часть японского культурного мероприятия в Солт Лейк Сити, Юта. Для тех кто не в курсе: Мусаси-кай — некоммерческая организация ставящая своей целью систематическое изучение и применение Нито кендо. Руководит ей главный инструктор Накамура Теншин, известный благодаря своей книге “Нито-рю но Вадза то Рирон”, которая, насколько мне известно, является наиболее систематическим руководством по использованию нито в кендо. У них нет додзё как такового, но они ежемесячно встречаются для совместного кейко. Все члены организации тренируются в других клубах и практикуют итто кендо помимо нито кендо.

Семинар вёл Сато Футоши, 6-й дан Ренси, руководитель Мусаси-кай NPO и Фудзи Рёичи, 7-й дан Кёси, президент фукуокского отделения. Им помогали два члена клуба 4-го дана. Программа семинара была гораздо более продолжительной, заняла 2 дня с 10 до 18. Разумеется, получив приглашение я немедленно начал искать дешёвый билет в Вашингтон.

В семинаре участвовало около 30 человек различного уровня, от полных новичков до имеющих в нито некоторый опыт. Первый день начался с ката. В Мусаси-кай практикуют 13 ката. Кроме некоторых новых аспектов рэйги, они содержат те же базовые принципы что и 10 кендо-но-ката, которые мы знаем и любим. Учитачи использует итто, а ситачи нито. Как и в кендо-но-ката используется много камаэ, от гедан и тюдан до дзёге-тачи, основной камаэ для нито. Все ката практикуются в сей нито (длинный меч в правой, короткий в левой). В ката дайто держат высоко, там где должна быть цуба. Специальные нито бокуто сделаны более лёгкими чем обычно и не имеют цубы. Их можно отыскать в интренет магазинах. Из 13 ката мы изучали те, которые имеют наибольшее применение в кендо и синаями. Вот они:

1. Мэн-каэси-до. Блокируете мэн сёто, наносите удар дайто. Ключевой момент который подчёркивался особо: оба меча должны двигаться одновременно. В тот момент когда сёто блокирует попытку удара мэн, дайто должен нанести удар до. Ситачи делает небольшой шаг вправо, но сохраняет положение лицом к противнику.

2. Котэ-нуки-мэн. Учитачи атакует котэ держащее сёто. Ситачи делает небольшой отшаг назад, убирает руку держащую сёто к бедру, тем самым уходя от удара ктоэ и наносит мэн с шагом вперёд.

9. До-каэси-мэн. Учитачи бьёт до (с той же стороны что обычно) ситачи блокирует опуская вниз руку держащую дайто, и одновременно наносит мэн сёто.

10. Цки осаэ мэн и 11. Цки осаэ котэ. Цки — это пожалуй лучшее название для того что делает мотодачи в 10 и 11 ката. Мотодачи начинает атаку небольшим шагом вперёд и поднимает синай. Ситачи немедленно подавляет противника поднимая его синай своим сёто и наносит мэн или котэ.

Можно заметить, что в некоторых ката удар наносится коротким мечом (это же меч, в конце концов), и это должен быть валидный иппон в том случае, если боец в нито подавляет синай противника и одновременно наносит удар сёто.

Пожалуй самым существенным отличием для меня в ката (и в нито вообще) стала работа ног. В камаэ ситачи стоит с параллельными стопами, что даёт ему возможность атаковать или отступить без необходимости изменения стойки. Это то что я раньше, до практики нито, не понимал по-настоящему. Наверно я должен был понять это раньше, практикуя итто, но для меня это стало важным моментом в развитии моего кендо.

Днём мы продолжили тему практикуя некоторые вадза из ката в доспехах. Кроме того, мы отрабатывали кихон: мэн, котэ, до и цки. На этом этапе каждому надо было определиться в какой руке какой меч держать и в какой стойке стоять. Я много раз слышал советы держать дайто в правой руке, часто в них звучала фораза “если бы это был настоящий меч”, однако, учителя из Мусаси-кай утверждают, что решение о стойке и руках должно приниматься исходя из личных наиболее естественных ощущений. Большинство используют работу ног из итто кендо и держат дайто в правой руке. Все базовые вадза выполнялись против тюдан. Кихон отрабатывался в группах и мы менялись: нито для отработки и итто для ассистирования.

День завершился общим дзикейко, можно было попросить сенсея использовать любую стойку. Будучи мазохистом, я выбрал нито против нито. Что меня по настоящему поразило, так это мощь семе с помощю сёто, способность захватить инициативу и создать возможность, в то время как обычно считают, что боец в нито “ждёт” атаки и рассчитывает подловить противника в момент подъёма синая. Моя полная неспособность использовать сёто для семе была мне прекрасно продемонстрирована в первом поединке с Яманака-сенсеем, который сражался со мной в кататэ-дзёдан, держа правую руку за спиной. Я понял, что совсем не использую короткий меч.

Второй день начался с кирикаэси, самой сложной для меня части нито. В первый день я спросил сенсея как его делать. Последовательность и количество ударов такое-же как в итто. Отличие в том, что первая последовательность ударов делается дайто, а вторая сёто, с использованием обычного шага (прим. пер.: в оригинале “normal walking step”, видимо имеется в виду аюми-аси). После последнего удара впереди оказывается не та нога и нужно переместить заднюю ногу вперёд “обычным шагом” нанося удар мэн. Таким же образом дзёданисты выполняют моротэ-вадза. Приходится много думать, так что получается медленнее чем обычно, по постепенно я смог ускориться. Это хорошая демонстрация ловкости необходимой для нито: способности наносить удары любым синаем, с любой ноги, или менять стойку и наносить удары в зависимости от дистанции.

Дале мы делали простой вариант учикоми-кейко, нанося мэн, до, котэ и цки. Особое внимание уделялось правильности формы и дзансин. Демонстрации сенсеев ясно показывали, что в нито после удара нужно приходить в тюдан, а затем быстро принимать дзёге-тачи перед следующим ударом. Это подчёркивалось во всех базовых техниках которые мы практиковали с сёто чтобы оказывать давление на синай противника, и также используя его для семе не касаясь синая противника (прим. пер.: я не совсем понял это предложение, приведу оригинал. “It was suggested in all basic waza that we practiced using the shoto to engage the opponent’s shinai and also using it too seme and not use touching the other players shinai.”). В своей практике я заметил, что если я слишком полагаюсь на такое использование сёто — моё семе становится слабее. Представьте себе практику итто с использованием только лишь харай и осаэ вадза.

Затем мы рассмотрели как вести себя с теми кто использует против нито различные стойки, начиная с дзёдан. В принципе боец нито должен иметь преимущество перед дзёдан, поскольку у нас есть сёто. У меня небольшой опыт поединков с сильными дзёданистами, но у меня сложилось впечатление что это чаще происходит от незнания что делать с нито. Редко кто практикует дзёдан как кихон, что уравнивает шансы на эффективную атаку. Мы отрабатывали удары по правому и левому котэ из дзёге-тачи, а также из высокого варианта тюдан но камаэ, когда сёто держится за дайто и используется чтобы толкнуть синай вперёд, примерно как в дзёдане синай толкается вперёд правой рукой. Второй вариант отлично срабатывал у меня, поскольку он защищает оба котэ и позволяет и позволяет блокировать удар мэн противника. Также мы отрабатывали до и цки против дзёдан.

Следующей на очереди была касуми. Её часто используют против нито, поскольку она не позволяет контролировать синай противника с помощю сёто. Когда я впервые столкнулся с касуми мне пришлось просто молотить синаем пытаясь добиться хоть какого-то контакта, поскольку я не умел использовать сёто для семе и создания возможностей, а пытался просто физически воздействовать на синай противника. Нам сказали бить левое котэ против тех кто использует касуми, и это будет иппон. Хотя в сиай это засчитывают редко.

Отчёт Brian Sherry из NoVA Budokai

Первый урок был посвящён камаэ и положению ног. Основная стойка Нито-рю называется дзёге-тачи (верняя-нижняя позиция меча) и подразумевает расположение дайто по диагонали поперёк лба как в дзёдан, с коротким мечом направленным вперёд на горло противника, как в тюдан. Работа ног как в обычном кендо, с сипользованием сури-аси всегда когда это возможно. Дайто в нито кендо можно держать в правой руке, что называется сей-нито, или в левой, называется гяку-нито. Также впереди может быть расположена любая стопа. Также и дайто и сёто можно держать за любую часть цука. Благодаря этому нито очень гибко.

Касательно работы ног и положения тела, сенсеи говорили о “Намбо Аруки”, базовом способе перемещения в нито-рю. Намба Аруки это старинная японская манера ходьбы, при которой одновременно движутся руки и ноги с одной стороны. Так ходят актёры кабуки. В отношении нито это означает, что вы должны держать бёдра прямо в момент удара. Например, когда бьют мэн из сей-нито, возникает тенденция поворачивать бёдра чтобы выдвинуть вперёд плечо. Вместо этого следует сместить левое бедро вперёд синхронно (прим.пер.: дословно “связанно”) с правой рукой чтобы бёдра сохранили при ударе прямое положение.

По словам Сато сенсея, в нито кендо говорят: “ичи-дан, ни-сё, сан-дай”. Это означает: первое — танден (центр), второе — сёто (короткий меч), третье — дайто (длинный меч). Танден — основа любых движений в нито. Чтобы избежать возникновения суки (уязвимости) следует двигаться “от центра” и сохранять прямые бёдра насколько это возможно. Дальше идёт сёто, короткий меч должен создавать семе (давление) на противника и нужен для подготовки ваших атак тем или иным способом. Наконец, в итоге идёт дайто. Нанесение удара занимает последнее место, поскольку до того как нанести удар вы всегда должны одержать победу с помощью семе. Это примерно то же чему мы учимся в итто кендо, но последовательность несколько отличается.
Сколько овцу не тренируй, волка из неё не получится :-)
Аватар пользователя
Fundador
 
Сообщений: 1129
Зарегистрирован: 25 янв 2010, 20:50

Вернуться в Статьи

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron