Форум клуба Катори


Форум Московского клуба кендо и кобудо Катори

РАЗВИТИЕ АЙКИДО и не только.

Модератор: kre:all

РАЗВИТИЕ АЙКИДО и не только.

Сообщение Fundador » 21 авг 2018, 13:30

Михаил Игнатов


РАЗВИТИЕ АЙКИДО и не только.
(не путать с популяризацией и распространением, это статья о Будо, а не о способах захвата рынка коммерсантами от единоборств)

«Айки является истоком всех видов боевых искусств. Именно это хотел выразить основатель айкидо, когда назвал своё искусство такэмусуайки.»
«…айкидо представляет собой один из путей, ведущих к айки.»
Тамура Нобуёси «Айкидо. Этикет и передача традиций.»

Прогресс

«Я не знаю, как побеждать других; я знаю, как побеждать себя.»
Цунэтомо Ямамото “Путь самурая” (Хагакуре)

Процесс развития в Будо выглядит следующим образом: сначала вы формируете технику, затем техника формирует ощущения, ощущения заново формируют (корректируют) технику; новый уровень даёт новые ощущения и так до бесконечности. «Состояние новичка» является основным состоянием в учебном процессе: во-первых, по причине стремления к знаниям и развития в себе способности учиться даже у тех, у кого меньше опыта, а во-вторых, переходя на новый уровень (что происходит практически после каждого укеми), вы начинаете всё сначала (здесь выражение: «важно не то, как больно ты упал, а то, каким ты поднялся!», можно понимать буквально). Будо - это не спорт, поэтому учебно-тренировочный процесс здесь построен не по спортивному образцу. Сенсеи, наставники или учителя Будо не готовят спортсменов и не тренируют других, они тренируются сами, ИСПОЛЬЗУЯ для этого своих учеников, при этом сохраняя или даже увеличивая отрыв в мастерстве, а уровень подготовки студентов должен предоставлять им такую возможность. Отсюда мотивация – чтобы я стал лучше, лучшими должны быть мои ученики (здесь разговор идёт только о технической части, так как духовная осознанность бойца достигает в Будо высочайшего уровня, формируя из него воина).
Экзамен в Будо несёт особую смысловую нагрузку, но не требует при этом какой-то дополнительной к нему подготовки. Экзамен - это этап, когда после длительного и кропотливого труда, возникает необходимость оценки твоей работы кем-то более опытным, чьё мнение имеет для тебя определяющее значение. Результат экзамена в Будо всегда положительный, здесь нет понятий «сдал – не сдал», так как «экзаменуемый» всегда получает необходимую информацию и опыт, для дальнейшего своего развития.
Случается, что в процессе этого развития наступает этап, когда у адепта возникает острая необходимость (потребность) углублённого повторения и осмысления базовых принципов, базовой техники и всего накопленного опыта (в традиционном айкидо это уровень 4-го или 5-го Дана), это самое время подойти к Сенсею и, с уважением, попросить о возможности сформировать собственную группу (не прекращая тренировок под его руководством). Собственная группа даст возможность вернуться в самое начало вашего Пути и посмотреть на этот период с высоты обретённого опыта, что-то исправить, чему-то уделить больше времени. Для Сенсея, ваша работа над собой будет видна в становлении и развитии ваших учеников. Я придерживаюсь концепции общих групп, без разделения на уровни «новички-продвинутые-мастера» (фуцу гэйко), именно по причине наличия возможности на одной тренировке отрабатывать всю технику, начиная с самой ранней «базы».

Перейдём к айкидо.

Расслабленность.

В процессе освоения техники, расслабленность во многих случаях заменяет (или дополняет) реакцию. Понять это и над этим работать, очень и очень важно! Вопрос не стоит о достижении состояния Нирваны, при котором перестаёшь ощущать собственное тело. Тело чувствовать необходимо, чтобы его защищать (аналогично с габаритами автомобиля), речь идёт о расслабленности, присутствующей в обычном, естественном состоянии нормального человека. Скорость так же напрямую зависит от расслабленности. Это можно наглядно продемонстрировать на примере обучения письму. Сначала ученик потеет только от того, что держит авторучку, а со временем, когда кисть руки становится более и более расслабленной, возрастает скорость письма. Главное при этом не испортить почерк, а для этого необходимо периодически возвращаться к чистописанию и рабочим прописям, то есть к базовой технике. Этот пример является полной аналогией учебного процесса в айкидо, где скорость происходит от расслабленности, а не от частоты сокращения мышц. Прогресс в айкидо - это увеличение количества элементов в технике, которые вы способны делать, всё более точно и расслаблено. Каждый следующий Дан - это всего лишь ещё бОльшая точность, расслабленность и, обязательно следующая из этого, бОльшая скорость. Чем выше уровень, тем менее заметен прогресс и тем сложнее он достигается, и это бесконечный процесс. Расслабленность - это боевая характеристика (причина скорости), наравне с массой, силой, выносливостью, “набитым” телом и так далее. Расслабленность - признак опыта. Расслабленность обеспечивает свободу движений, свобода движений обеспечивает инерцию. Инерция - это свойство массы и природа движения в айкидо. Инерционный маховик - лучший аккумулятор энергии.
Энергия образуется от толчка ног от поверхности и, двигаясь снизу, теряется в напряженных мышцах и закрепощенных суставах, заставляя вас переходить на силовой вариант завершения техники. В функционально расслабленном теле потери энергии не происходит (смотри субури с поясом К. А. М. И.), и именно в этой кондиции начинается освоение айки.

Тайминг и Ритм в айкидо

Мелодия - это не первая и последняя сыгранные ноты, это ещё и все те ноты (звуки), что находятся между ними. Ошибёшься в их последовательности, длительности, паузах или ритме и появится фальшь, а она очень сильно бьёт по уху, её слышно даже не искушённому в музыке человеку. Так и техника айкидо - это не начальная и заключительная стойки (которые несомненно тоже очень важны), - это весь тот комплекс действий и перемещений (общий рисунок), находящийся между ними. Для того, чтобы изучить этот комплекс, его необходимо как бы растянуть во времени, замедлить (не разбить на части, поскольку «ни что не должно препятствовать течению Ки» и остановка приводит к его потере, а именно замедлить единое и непрерывное движение). Это, в последствии, даст вам возможность выполнять любую часть общего рисунка техники ОСМЫСЛЕННО, точно понимая каков должен быть результат на предыдущем её отрезке, чтобы правильно выполнить продолжение. Для того, чтобы добиться осмысленного выполнения техники, нужно, в первую очередь, знать причины, количество, назначение, последовательность, амплитуду, продолжительность, направление и результат воздействия (эффективность) на каждом этапе общего рисунка техники. Это как раз то, что скрывается под термином – ТАЙМИНГ (правильная нота, сыгранная в неправильное время - неправильная нота; неправильная нота, сыгранная в правильное время - импровизация). А потом эту последовательность наложить на РИТМ (количество действий на одно перемещение) приёма, чтобы всегда находиться в нужном месте в нужное время, под нужным углом, с максимальной мощностью выполняя технику. Необходимо это и для того, чтобы контролировать дистанцию (не могу отказать себе в удовольствии процитировать Сенсея Тамуру: «Ма-ай очень важно в Будо. Оно определяет пространственные отношения межу вами и противником, положение из которого легко атаковать или защищаться. Ма-ай – не только дистанция. Это ещё и движение сердец противников. Если я испытываю страх, пространство кажется мне слишком маленьким; если я уверен в себе – то слишком большим») и отслеживать качество равновесия на всём протяжении приёма. Нарушения в тайминге, ритме, равновесии или дистанции, снижает эффективность техники до нуля, так как, подгоняя конкретный приём «под ответ», наге вынужден выполнять лишние движения (перемещения), что вызывает потерю Ки, времени, скорости, мощности и открывает уке возможности для проведения техники каеси ваза (в случае ошибки в дистанции, тайминге или ритме, наге теряет непрерывность течения Ки, уке её подхватывает, не давая угаснуть совсем, и завершает технику в свою пользу), а если он этого не делает, то общий рисунок приёма теряет изначальный смысл и выглядит как «поддавки». Это такая же фальшь, как в музыке. Правильно выполненная техника работает безусловно. ИСТИННОЕ МАСТЕРСТВО ДОСТИГАЕТСЯ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ИСКУССТВО ПРЕВОСХОДИТ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНИКИ!
И в заключение несколько слов о Традициях. Традиции - это отправная точка изучения Будо. Следование Традициям Будо - это как кровное родство, как знак «свой - чужой», независимо от уровня мастерства, вида единоборств и социального статуса. Откажитесь от Традиций и Будо исчезнет. Поэтому сохранение и передача Традиций - одна из важнейших задач истинных Мастеров Будо.

Михаил Игнатов

Все права защищены. Копирование полностью или частично возможно только с указанием автора.
Сколько овцу не тренируй, волка из неё не получится :-)
Аватар пользователя
Fundador
 
Сообщений: 1242
Зарегистрирован: 25 янв 2010, 20:50

Вернуться в Айкидо

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron