Форум клуба Катори


Форум Московского клуба кендо и кобудо Катори

Некоторые способы увеличения работоспособности спортсменов

Здесь обсуждаются общие вопросы психологии БИ

Модератор: kre:all

Некоторые способы увеличения работоспособности спортсменов

Сообщение Yoru » 18 мар 2010, 07:22

Важными средствами подготовки всесторонне физически развитых спортсменов, способных успешно переносить большие физические нагрузки и нервно-психические напряжения, является психологическая подготовка.
Психологическая подготовка на занятиях закаляет:
· моральный настрой и укрепляют здоровье (защита от нервных перегрузок)
· содействуют его гармоническому физическому развитию
· способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных качеств, необходимых в сложных условиях поединков.
Практические занятия являются основным видом учебных занятий.
Вполне допустимо, что они могут дополнить и изменить формулы
· самокодирования
· логической дезактуализации
· оптимистической настройки.
Основным лозунгом каждого спортсмена (в психологической подготовке) должно быть:
« Идти в бой «без головы» — значит лишиться ее во время боя!!!»
Этапы психологической подготовки
Спортсмен обычно всю спортивную жизнь активно учас­твует в соревнованиях. При этом его психическая настроенность в тренировочные будни отличаются от той, которая бывает в предстартовом и стартовом периодах. В предстартовом и стартовом периодах идет практическая реализация всей предшествующей психологической подготовки. Аналогичная тенденция отмечается и в твоей подготовке.
Психическую готовность спортсмена можно характеризовать такими качествами:
· трезвая уверенность в своих силах; стремление активно и увлеченно, с полной отдачей сил бороться до конца за достижение намеченной цели;
· оптимальный уровень эмоцио­нального возбуждения;
· высокая степень помехоустойчивости к неблагоприятно действу­ющим внешним и внутренним влияниям
· способность управлять своими действиями, чувствами и поведением в изменчивых условиях спортивного поединка, а также в напря­женной и возбуждающей атмосфере боевой схватки.
Это состояние прочно базируется на общей подготовленности спортсмена:
· физиче­ской,
· технической,
· морально-волевой
· психологической.
Чем выше уровень подготовки, тем надежнее его психическая готовность к действию в экстремальных условиях реального поединка.
Часто бывает так, что в результате длительных тренировок спортсмен отработал точную координацию движений, развил мышцы, отшлифовал технику нанесения ударов. Сердце его превратилось в неутомимый двигатель, способный перекачать те тонны крови, которые пройдут через него во время спортивного соревнования. И вдруг, словно тайная отрава поражает мозг: внезапное предчувствие поражения, беды или страха перед выступлением выводит спортсмена из состояния психического равновесия, которое у неустойчивых душевно людей может перейти в самовнушение.
Достигнутый долгим трудом автоматизм действий, переведенных с помощью упорных тренировок из созна­тельного в подсознательное, переходит обратно в ведение сознания, уже отравленного случайным внушением. А это означает конец.
Великолепная координация разглаживается, мышцы скованы устрашившимся сознанием, вместо четких ударов следуют неловкие рывки и дерганья, а вместо мгновенных рывков и движений - замедленные, заторможенные усилия. В этом случае можно заранее предсказать, что страх выступления, соревно­вания надолго, если не навсегда, поселится в душе спортсмена, заставляя некоторых даже расстаться с любимым видом спорта.
Вот почему психическая тренировка спортсмена не менее важна, чем всякая другая, Это, кстати, одна из причин, почему, например, восточные школы самообороны, чтобы создать психологически подготовленных спортсменов, начинают их обучение со школь­ного возраста. Но у многих спортсменов, неожиданно пришедших к занятиям, срок тренировки и обучения гораздо короче и тут-то меры психического воспитания чрезвычайно важны.
Одна из морально-этических задач боевого искусства заключается в достижении гармонии духа и тела. Перед схваткой каждый должен привести в равновесие свои физические и душевные силы.
Правила боя, гласят, что жажда победы нарушает гармонию действий спортсмена и в итоге, в большинстве случаев, приводит к поражению.
Что же предлагается взамен? Спокойствие, духовную расслабленность и отрешен­ность. Даже само понятие «самообладание» трактуется иначе, чем в традици­онной европейской культуре. Оно означает не собранность и силу воли, а напротив, отдых души. «Во время сражения твоя голова должна быть пустой, свободной от всяких мыслей», — требуют тренера от своих учеников.
Эти требования тесно связаны с учением психотерапии. Состояние полной отрешенности помогало спортсменам достичь максимального раскрытия резервов физических сил и преодолевать страх смерти.
Учение психологической подготовки бойца требует от его последователей практических ежедневных медитаций — сидение на полу, особым образом скрестив ноги, без движения, без мыслей, без чувств. Считается, что в этом состоянии человек приближается к непости­жимой сущности бытия.
По мнению современной медицины, медитация благотворно влияет на нервную сис­тему. Когда врачи с помощью электронных устройств сняли энцефалограмму у буддий­ских монахов, погруженных в медитацию, то она оказалась удивительно схожей с той, что бывает у людей во время глубокого сна. Таким образом, с медицинской точки зрения, духовное расслабление АТ представляет собой отдых мозга без сна.
Поначалу сидение в позе «лотоса» оказывается тяжелым занятием, руки, ноги и все тело ноют, тяготятся неподвижностью, в голову то и дело лезут разные мысли, потому, что человек привык постоянно думать. Умение полностью расслабиться приходит после долгих тренировок.
Воспитав в себе умение духовно расслабиться, самураи в преддверии боя забывали обо всем и это делало их действия в бою раскованными и гармоничными.
Психологическая готовность спортсмена к бою определялась так. Если руки выставленные вперед, слегка вибрировали, то спортсмен считался не готовым к схватке.
Психологическая подготовка спортсмена РБ вводит элементы медитации в практику ежеднев­ных тренировок, не без основания считая, что они способствуют более полной мобили­зации организма и использованию всех физических данных спортсмена. Перед каждой тренировкой спортсмены рассаживаются равными рядами на ковре и, слегка запрокинув голову назад, застывают так на несколько минут. Эти способы могут быть разнообразными.
Считается, что эффект от медитативно-дыхательных тренировок возможен при наличии у спортсмена следующих качеств: умения сохранять чистое сердце, требовать малого для себя, быть строгим к себе и великодушным к другим, следовать нравственным принципам. Тот, кто придерживается такой жизненной позиции, может быстро достичь душевного равновесия, активно преодолевать препятствия и укрепить свой дух.
В таком состоянии аутогенного погружения подсознание наиболее восприим­чиво к самовнушению, к приказам сознания.
Пользу от занятий самовнушением трудно переоценить. Еще в древности в монасты­рях Тибета практиковался обычай отбирать наиболее искалеченных и стойких людей, чтобы сделать из них не поддающихся холоду святых. По учению тибетских лам, такие люди, называемые респами, могли освобождать диз собственного семени энергию «ту-мо», которая, распространяясь по каналам — меридианам тела, согревала их. Сейчас эта система каналов заново открыта корейскими биологами и получила название «Кенрак». Тщательно отобранные ученики подготавливаются медленно и постепенно, проделывая упражнения и дыхательную гимнастику на морозе, сначала в тонкой бумажной одежде, а потом совершенно обнаженными. Чтобы получить титул «респы», нужно в морозную ночь с ветром, сидя на земле у озера или реке, высушить теплом своего тела три мокрые простыни, в которые заворачивается тело. Респы могут стоять на морозе от двенадцати часов до целых суток. Иногда на их телах выступает пот, настолько им становится жарко! Респа отказывается от теплой одежды и от согревания огнем, а некоторые из них проводят зимы в пещерах, среди снеговых гор, одеты только в легкую хлопковую ткань. Добиваются они таких результатов при помощи самогипноза, внушая себе ощущение огня или знойной долины с раскаленными солнцем скалами.
Если разум чист как зеркало, в мече нет необходимости.
Аватар пользователя
Yoru
 
Сообщений: 425
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 02:40
Откуда: Люберцы

Re: Некоторые способы увеличения работоспособности спортсменов

Сообщение Волчонок » 18 мар 2010, 12:28

Изложено слегка мутно. Попытка переложить, то , что знают о спорте на свою дисциплину. Каша. Кто писал? Самбо? Рукопашный бой?
Про название не поняла-"Некоторые способы увеличения работоспособности спортсменов" :?
Но если интересует психологическая подготовка восточника, специально для меня переложенная на кендо 8-), то напишу попозже, сейчас нет времени.
Вообще собираюсь в ближайшее время в разделе кендо потихоньку начать выкладывать все способы подготовки кендоиста. Уникальный случай - я похоже чуть ли не первая кому все это объясняют именно по кендо... :mrgreen:
Аватар пользователя
Волчонок
 
Сообщений: 302
Зарегистрирован: 01 фев 2010, 14:17

Re: Некоторые способы увеличения работоспособности спортсменов

Сообщение Yoru » 18 мар 2010, 13:13

Нет, это из каратэ.
Пишите, будем рады :roll:
Если разум чист как зеркало, в мече нет необходимости.
Аватар пользователя
Yoru
 
Сообщений: 425
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 02:40
Откуда: Люберцы

Re: Некоторые способы увеличения работоспособности спортсменов

Сообщение Волчонок » 06 май 2010, 00:14

Психологическая подготовка в процессе занятий спортом, ее роль в воспитании личностных качеств занимающихся. Средства и методы психологической подготовки спортсмена в кендо.
Психологическая подготовка является одной из составляющих подготовки спортсмена на равнее с такими видами, как физическая, тактическая, индивид. Медицинская, теоретическая. И занимает одно из важных мест в подготовке. Хорошо подготовленные спортсмены, готовые к соревнованиям, но не обладающие волевыми качествами, психологически не сможет выступить.
Психологическая подготовка состоит из следующих:
1) Психологическая подготовка спортсмена, обусловленная всем процессом подготовки соревновательной деятельности, самим процессом совершенствования спортивного мастерства.
2) Внешнее воздействие на спортсмена со стороны тренера и психолога, которые применяют словесные методы, методы гипноза, убеждения, внушения. Личный пример также имеет значение в психологической подготовке. (внешнее воздействие).
3) Группа психологической подготовки связана с самовнушением, настройкой на бой, аутотренингом, приемы иммобилизации, которыми владеет сам спортсмен.
Основные задачи псих. подготовки:
1) Формировать волевые черты личности.
2) Повышать уровень развития качеств, определяющих эффективность соревновательной деят-ти.
3) Компенсировать недостаточный уровень развития тех психических качеств, которые плохо тренируются – вырабатываются с помощью психологического воздействия на спортсмена.
4) Управлять тренированностью спортсмена и его поведением путем воздействия на его психологическую сферу.
5) Регулировать и управлять психологическими состояниями спортсмена (стресс, апатия, тревожность, лихорадка, эйфория).
Психологическая подготовка подразделяется на общую и непосредственно соревновательную.
Общая применяет все методы и средства и осуществляется в процессе тренировочной деятельности.
Соревновательная – целенаправленное подведение спортсмена индивидуальными методами психологической подготовки: методы внушения, самовнушения, упражнения на расслабление, дыхательные, аутотренинг - В зависимости от специфики психограммы и психологического профиля спортсмена.
Психограмма – это ряд требований в данном БИ.
В БИ как правило важна устойчивость к стрессовым ситуациям.
Специальная подготовка состоит:

Структура псих. подготовки:
1) Психологический паспорт – как система требований к психике и личности спортсмена, предъявляемых к занимающимся данным видом боевого искусства. Он выступает в виде модели будующих результатов псих-подготовки, данные структуры к которой надо стремиться.
2) Психологическая характеристика.
3) Общая психологическая подготовка – включает в себя нравственную, волевую, эмоциональную, интеллектуальную формы воздействия.
4) Психологическая подготовка спортсмена к конкретной спортивной тренировке.
5) Предсоревновательная психологическая подготовка – включает в себя мероприятия, связанные с мобилизацией готовности спортсмена.
6) Предстартовая – связана с формированием настроя, через организацию сознания или внимания и непосредственно психологическая соревновательная подготовка связана с развитием тактического и оперативного мышления спортсмена.
Предстартовая психологическая подготовка: формируется установка на достижение высокого спортивного результата, на формирование настроя, на сознание и внимание (альтернотивной мотивацией) – связана с рассогласованием реальных и представляемых, воображаемых действий, событий или поступков происходящих в процессе схватки (неадекватное поведение зрителей, судьи или противника вопреки правилам соревнования).
Процесс психологической подготовки является составной общей системы управления. В ходе такой подготовки совершенствуются и корректируются свойства и черты личности. Ее идейно-мотивационная направленность, психическая устойчивость, совершенствуются психологические качества в сфере восприятия, психомоторики и интеллекта, оптимизируются психические состояния.
Результат – повышение эффективности воспитания спортсменов и управления ими.
Частные задачи: Ориентация на соц. Ценности, формирование «внутренних опор», преодоление «барьеров», психологическое моделирование условий предстоящей соревновательной деятельности.
Методы: приемы псих. саморегуляции, вербальные средства воздействия (применяются повседневно тренером) и психорегулирующие программы.

Психологический профиль спортсмена в кендо:
Специфика БИ и занимающегося в нем, которые решают педагогические задачи, направленные на саморегуляцию в тренировочном процессе:
1) Подчинять свою приверженность к использованию определенных техник, выбор партнеров и т.д. к целям плановой подготовки;
2) В ходе выполнения упражнения, в ходе занятия, боя сохранять высокий уровень интенсивности внимания, сосредоточения для решения основных задач.
Цель псих. саморегуляции :
Уметь, с точки зрения психологического воздействия, концентрировать внимание на необходимом, отключаться от ненужных раздражителей внешних и внутренних, подавлять эмоциональные состояния и быть готовым к мгновенному решению возникающих ситуационных задач в соревновательном процессе или в учебно-тренировочном бое. Сознание должно быть спокойным, тогда подсознание примет правильное решение.
3) Подавлять отклонения в психических состояниях, избегать проявлений вызываемых повышенной эмоциональностью.
Существуют различные методики развития волевых качеств:
1) Метод проведения совместных занятий слабых с более сильными:
А) мотивация быть лучшим;
Б) преодоления слабого сильным;
В) пример.

2) Метод моделирования соревновательной деятельности.
Волевые качества формируются через моделирование и создание ситуации. Путем исключения элементов неожиданности.
3) Проведение тренировочных занятий и моделирование соревнований в более тяжелых условиях (например: увеличить количество участников, увеличить время).
4) Метод (парный) постановки конкретных тренировочных задач на преодоление трудностей для развития конкретных волевых качеств.
5) Установка на преодоление, на максимальное усилие, через не могу.

Лучшие методы восточника, в частности кендоиста:
Учебные и соревновательные бои.

Целесообразно использовать:
1) Ведение боев на ограничение ударов или времени. Задание, моделирование – такая тренировка направлена на волевые качества.
2) Участие в тренировочных боях по олимпийской системе (на выбывание).
3) Тактические соревнования (командные).
4) Участвовать в соревнованиях, имеющих серьезное значение.

Методы развития волевых качеств во время тренировочных занятий:
В парах, параллельно с совершенствованием технических и физических качеств. Ставятся задачи максимальных волевых усилий:
1) Выполнение атак и контратак с расстояний больших чем нормальная дистанция атаки.
2) Выполнять атаку и контратаку с максимальной быстротой.
3) Выполнение атак обоюдных одновременных без защиты на встречном движении (без контакта).
4) Сохранение правильной техники, боевой стойки, быстроты на фоне максимальной усталости.
Аватар пользователя
Волчонок
 
Сообщений: 302
Зарегистрирован: 01 фев 2010, 14:17

Re: Некоторые способы увеличения работоспособности спортсменов

Сообщение Fundador » 06 май 2010, 00:23

О, и тут РЫБА :)
Сколько овцу не тренируй, волка из неё не получится :-)
Аватар пользователя
Fundador
 
Сообщений: 1242
Зарегистрирован: 25 янв 2010, 20:50

Re: Некоторые способы увеличения работоспособности спортсменов

Сообщение Волчонок » 06 май 2010, 00:33

В принципе, практически все вышеописанное применяется Ярославом и прекрасно работает. Главное не сопротивляться, тем более , что он не ленится индивидуально подбирать подход к каждому и гнать тараканов в нужном направлении.
Главное волевое качество во всем этом деле не застрелиться и не застрелить учителя, когда он начинает выкидывать всякие свои психологические "штучки", намереваясь добиться от ученика нужных действий и качеств. А поскольку взрослый человек понимает, что учитель не просто тренируется на нем, чтобы поступить в школу высшего актерского мастерства, а проводит психологическую подготовку, то не стоит грести в другую сторону или же плыть своим путем.
Последний раз редактировалось Волчонок 06 май 2010, 00:35, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Волчонок
 
Сообщений: 302
Зарегистрирован: 01 фев 2010, 14:17

Re: Некоторые способы увеличения работоспособности спортсменов

Сообщение Волчонок » 06 май 2010, 00:34

Это по теме, т.к. я глубоко уверена, что нормальный человек РЫБУ не читает.
Аватар пользователя
Волчонок
 
Сообщений: 302
Зарегистрирован: 01 фев 2010, 14:17

Re: Некоторые способы увеличения работоспособности спортсменов

Сообщение Тигровая Рыбка » 06 май 2010, 00:46

блин, хватит меня поминать всуе, икаю же! и чешуся...
никогда не откладывай на завтра то,что можно вообще не делать
Аватар пользователя
Тигровая Рыбка
 
Сообщений: 268
Зарегистрирован: 25 янв 2010, 20:21

Re: Некоторые способы увеличения работоспособности спортсменов

Сообщение Волчонок » 06 май 2010, 00:54

Прости, к слову пришлось. Не имела тебя в виду. Вообще никого не имела ввиду, кроме себя разумеется. Но у меня щас ломка тяжелая, так что не обижайся. Жду личного психотерапевта, должен уже прилететь и жестко поставить мозг на место. Пока терпите, ибо я буйная.
Аватар пользователя
Волчонок
 
Сообщений: 302
Зарегистрирован: 01 фев 2010, 14:17

Re: Некоторые способы увеличения работоспособности спортсменов

Сообщение Тигровая Рыбка » 06 май 2010, 01:48

ты че, я же обижаться не умею, обижаются добрые люди, на них потом воду возят, если верить народной мудрости. :D
никогда не откладывай на завтра то,что можно вообще не делать
Аватар пользователя
Тигровая Рыбка
 
Сообщений: 268
Зарегистрирован: 25 янв 2010, 20:21


Вернуться в Психология и боевые искусства

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron