Психологическая подготовка в процессе занятий спортом, ее роль в воспитании личностных качеств занимающихся. Средства и методы психологической подготовки спортсмена в кендо.
Психологическая подготовка является одной из составляющих подготовки спортсмена на равнее с такими видами, как физическая, тактическая, индивид. Медицинская, теоретическая. И занимает одно из важных мест в подготовке. Хорошо подготовленные спортсмены, готовые к соревнованиям, но не обладающие волевыми качествами, психологически не сможет выступить.
Психологическая подготовка состоит из следующих:
1) Психологическая подготовка спортсмена, обусловленная всем процессом подготовки соревновательной деятельности, самим процессом совершенствования спортивного мастерства.
2) Внешнее воздействие на спортсмена со стороны тренера и психолога, которые применяют словесные методы, методы гипноза, убеждения, внушения. Личный пример также имеет значение в психологической подготовке. (внешнее воздействие).
3) Группа психологической подготовки связана с самовнушением, настройкой на бой, аутотренингом, приемы иммобилизации, которыми владеет сам спортсмен.
Основные задачи псих. подготовки:
1) Формировать волевые черты личности.
2) Повышать уровень развития качеств, определяющих эффективность соревновательной деят-ти.
3) Компенсировать недостаточный уровень развития тех психических качеств, которые плохо тренируются – вырабатываются с помощью психологического воздействия на спортсмена.
4) Управлять тренированностью спортсмена и его поведением путем воздействия на его психологическую сферу.
5) Регулировать и управлять психологическими состояниями спортсмена (стресс, апатия, тревожность, лихорадка, эйфория).
Психологическая подготовка подразделяется на общую и непосредственно соревновательную.
Общая применяет все методы и средства и осуществляется в процессе тренировочной деятельности.
Соревновательная – целенаправленное подведение спортсмена индивидуальными методами психологической подготовки: методы внушения, самовнушения, упражнения на расслабление, дыхательные, аутотренинг - В зависимости от специфики психограммы и психологического профиля спортсмена.
Психограмма – это ряд требований в данном БИ.
В БИ как правило важна устойчивость к стрессовым ситуациям.
Специальная подготовка состоит:
Из технической, тактической, психологической и мед. подготовки.
Психограмма (психологическая характеристика) – это модель, требования которые предъявляет вид боевого искусства к психологической подготовке – включает следующие разделы:
1) Общие сведения о спортсмене (возраст, пол, национальность, образование, семейное положение, место жительства);
2) Уровень спортивной подготовленности;
3) Характеристика напрвленности личности спортсмена;
4) Проявление стержневых свойств личности, черты характера;
5) Проявление основных свойств нервной системы;
6) Проявление способностей;
7) Проявление интеллекта.
Структура псих. подготовки:
1) Психологический паспорт – как система требований к психике и личности спортсмена, предъявляемых к занимающимся данным видом боевого искусства. Он выступает в виде модели будующих результатов псих-подготовки, данные структуры к которой надо стремиться.
2) Психологическая характеристика.
3) Общая психологическая подготовка – включает в себя нравственную, волевую, эмоциональную, интеллектуальную формы воздействия.
4) Психологическая подготовка спортсмена к конкретной спортивной тренировке.
5) Предсоревновательная психологическая подготовка – включает в себя мероприятия, связанные с мобилизацией готовности спортсмена.
6) Предстартовая – связана с формированием настроя, через организацию сознания или внимания и непосредственно психологическая соревновательная подготовка связана с развитием тактического и оперативного мышления спортсмена.
Предстартовая психологическая подготовка: формируется установка на достижение высокого спортивного результата, на формирование настроя, на сознание и внимание (альтернотивной мотивацией) – связана с рассогласованием реальных и представляемых, воображаемых действий, событий или поступков происходящих в процессе схватки (неадекватное поведение зрителей, судьи или противника вопреки правилам соревнования).
Процесс психологической подготовки является составной общей системы управления. В ходе такой подготовки совершенствуются и корректируются свойства и черты личности. Ее идейно-мотивационная направленность, психическая устойчивость, совершенствуются психологические качества в сфере восприятия, психомоторики и интеллекта, оптимизируются психические состояния.
Результат – повышение эффективности воспитания спортсменов и управления ими.
Частные задачи: Ориентация на соц. Ценности, формирование «внутренних опор», преодоление «барьеров», психологическое моделирование условий предстоящей соревновательной деятельности.
Методы: приемы псих. саморегуляции, вербальные средства воздействия (применяются повседневно тренером) и психорегулирующие программы.
Психологический профиль спортсмена в кендо:
Специфика БИ и занимающегося в нем, которые решают педагогические задачи, направленные на саморегуляцию в тренировочном процессе:
1) Подчинять свою приверженность к использованию определенных техник, выбор партнеров и т.д. к целям плановой подготовки;
2) В ходе выполнения упражнения, в ходе занятия, боя сохранять высокий уровень интенсивности внимания, сосредоточения для решения основных задач.
Цель псих. саморегуляции :
Уметь, с точки зрения психологического воздействия, концентрировать внимание на необходимом, отключаться от ненужных раздражителей внешних и внутренних, подавлять эмоциональные состояния и быть готовым к мгновенному решению возникающих ситуационных задач в соревновательном процессе или в учебно-тренировочном бое. Сознание должно быть спокойным, тогда подсознание примет правильное решение.
3) Подавлять отклонения в психических состояниях, избегать проявлений вызываемых повышенной эмоциональностью.
Существуют различные методики развития волевых качеств:
1) Метод проведения совместных занятий слабых с более сильными:
А) мотивация быть лучшим;
Б) преодоления слабого сильным;
В) пример.
2) Метод моделирования соревновательной деятельности.
Волевые качества формируются через моделирование и создание ситуации. Путем исключения элементов неожиданности.
3) Проведение тренировочных занятий и моделирование соревнований в более тяжелых условиях (например: увеличить количество участников, увеличить время).
4) Метод (парный) постановки конкретных тренировочных задач на преодоление трудностей для развития конкретных волевых качеств.
5) Установка на преодоление, на максимальное усилие, через не могу.
Лучшие методы восточника, в частности кендоиста:
Учебные и соревновательные бои.
Целесообразно использовать:
1) Ведение боев на ограничение ударов или времени. Задание, моделирование – такая тренировка направлена на волевые качества.
2) Участие в тренировочных боях по олимпийской системе (на выбывание).
3) Тактические соревнования (командные).
4) Участвовать в соревнованиях, имеющих серьезное значение.
Методы развития волевых качеств во время тренировочных занятий:
В парах, параллельно с совершенствованием технических и физических качеств. Ставятся задачи максимальных волевых усилий:
1) Выполнение атак и контратак с расстояний больших чем нормальная дистанция атаки.
2) Выполнять атаку и контратаку с максимальной быстротой.
3) Выполнение атак обоюдных одновременных без защиты на встречном движении (без контакта).
4) Сохранение правильной техники, боевой стойки, быстроты на фоне максимальной усталости.