Развитие способности спортсменов к саморегуляции психических процессов и эмоциональных состояний. Охарактеризовать отличия вариантов предстартовых разминок, соответствующих индивидуальным проявлениям психических качеств спортсменов в Кендо.
Метод саморегуляции относится к психологической подготовке спортсмена.
Методы психической регуляции предстартового состояния спортсмена перед поединком:
1) Идеомоторная тренировка;
2) Аутотренинг;
3) Самовнушение.
В основу этих методов положен синтез традиционных средств и методов психической регуляции, дыхательных и медитативных упражнений.
К традиционным относятся : идеомоторная, дыхательная, аутотренинги.
Восточные методы: медитации, дыхание, приемы восточного психотренинга ( отречение от жизни, в бой как на смерть).
Аутогенная тренировка – это приведение своего психического состояния в нужную форму через определенный механизм – расслабится, принять позу (сидя, полулежа), отключение мышц, мысленное сосредоточение на внутренних точках (огненный шар в области солнечного сплетения) и далее заученные формулы.
Обычно используют синтез восточных и традиционных средств.
5 этапов:
1) Подготовительный
2) Успокаивающий
3) Переходный
4) Мобилизация
5) Завершающий –предстартовое состояние.
Психологическая подготовка - воздействие на психические состояния человека, на психические качества, связанные с характером, поведенческие реакции на раздражители, альтернативная мотивация ( возникает с рассогласованием, с появлением новых вводных).
Главная задача: довести спортсмена до состояния боевого духа.
Самооценка – способна меняться в зависимости от поединка, тесно связана с эмоциональными переживаниями, возникающими вследствии успеха и неудач.
В целом мотивация зависит от уровня притязаний и самооценки. Соответствие уровня притязаний самооценке повышает объективацию соревновательной деятельности, способствуя тем самым формированию оптимального состояния готовности. В то же время незначительное расхождение между ними при правильной регуляции оказывается продуктивными.
Значительное расхождение: тревожность, неадекватность, уклониться или положиться на случай, везение.
Нормативно-этическая альтернативная мотивация – связана с моральной оценкой, принято относить к нормам спортивной этики.
Выражается в отношении спортсмена к положению, правилам, условиям проведения соревнований. Проявляются в соответствующих формах поведения по отношению к противнику, судьям, зрителям, другим участникам. Характерно несоответствие между предполагаемыми действиями соперников, судей, болельщиков и их реальными поступками. Между объективно складывающейся картиной поединка и оценкой ее судьями. Между реальной реакцией болельщиков и реальным их поведением. Это приводит к рассогласованию между намерением вести честную борьбу и реальными его действиями. Следствие: сдержанность или агрессивность, корректность или провокация противника на грубость, нарушение правил.
На усиление альтернативности существенное влияние оказывают:
поощрение или порицание, групповые нормы и установки, ценностные ориентации и субкультура, т.е. специальные факторы.
В основе такой мотивации лежит альтернатива между целью и способами ее достижения. Могут иметь место случаи исключительного подчеркивания важности цели (любой ценой), в сочетании с малой озабоченностью по поводу способов их достижения. Своего крайнего выражения подобная мотивация достигает при использовании любых средств, способных привести к исключительно важным целям.
Предстартовая психологическая подготовка: формируется установка на достижение высокого спортивного результата, на формирование настроя, на сознание и внимание (альтернотивной мотивацией) – связана с рассогласованием реальных и представляемых, воображаемых действий, событий или поступков происходящих в процессе схватки (неадекватное поведение зрителей, судьи или противника вопреки правилам соревнования).
Управление подготовкой спортсменов требует учета не только соревновательных переживаний и состояний, но и тех, которые предшествуют соревнованиям и следуют за успехами или неудачами в спортивной борьбе. Практика психологической подготовки спортсменов убедительно показывает, что многие успехи и поражения могут быть объяснены с позиций необходимых воздействий тренеров и самих спортсменов на эмоциональные состояния перед стартом. Вряд ли можно сбрасывать со счетов и особенности психических состояний спортсменов и команд после соревнований, ибо на психику спортсмена глубоко воздействуют оценки проделанной работы. Различают следующие типы предстартовых состояний:
• стартовая лихорадка, характеризующаяся сильным волнением, частичной дезорганизацией поведения, беспричинным оживлением, быстрой сменой эмоциональных состояний, неустойчивостью внимания, несобранностью, ошибками, обусловленными ослаблением процессов памяти (запоминания, узнавания, сохранения, воспроизведения, забывания). Чаще всего такое состояние наблюдается у лиц с преобладанием в нервной системе возбудительных процессов над тормозными. Как правило, стартовая лихорадка сопровождается снижением контролирующих функций коры головного мозга над подкоркой. Наблюдается учащение сердцебиения и дыхания, поверхностность дыхания, излишняя потливость, снижение температуры конечностей, повышенный тремор, повышенная частота мочеиспускания. Все это приводит к тому, что спортсмен не в состоянии использовать наработанные возможности, допускает ошибки даже в хорошо освоенных действиях, ведет себя импульсивно, непоследовательно.
• стартовая апатия обусловлена течением нервных процессов, противоположным тому, которое вызывает стартовую лихорадку: тормозные процессы в нервной системе усиливаются, чаше всего под воздействием сильного утомления или перетренировки. Наблюдается некоторая сонливость, вялость движений, снижаются общая активность и желание соревноваться, притупляются восприятие, внимание. Однако у ряда спортсменов через некоторое время (час или два), постепенно, по мере приближения времени старта, состояние апатии переходит в оптимальное соревновательное состояние. Такое явление чаще всего обусловливается наличием некоторых нежелательных (или неизвестных) моментов в предстоящем соревновании, У стартовой апатии есть особая разновидность - самоуспокоенность, которая возникает в тех случаях, когда спортсмен заранее уверен в своей победе, низко расценивает возможности своих соперников. Опасность этого состояния заключается в пониженном внимании, неспособности к мобилизации при неожиданных изменениях ситуации.
Боевая готовность связана с оптимальным соотношением динамики возбудительных и тормозных процессов в нервной системе, их уравновешенностью и оптимальной подвижностью. Признаками такого состояния служат: сосредоточенность внимания на предстоящем соревновании, повышенная восприимчивость и способность мыслить, действенность и стенический характер эмоций, оптимальный уровень тревожности. В восточных единоборствах боевая готовность характеризуется особой отчетливостью сознания, раскованностью, раскрепощенностью мышц и движений, безграничной верой в возможность победы.
В кендо как правило используются восточные методы подготовки к поединку -
Под Путем Воина понимается смерть. Он означает стремление
к гибели всегда, когда есть выбор между жизнью и смертью. И
ничего более. Это значит прозревать вещи, зная, на что идешь.
Фраза: "Если умираешь, а твои намерения не поняты, то умираешь
напрасно", -- отвратительна. В ней нет решимости следовать
однажды принятому Пути перед лицом выбора. {Каждый, кто
заботится прежде всего о себе, теоретизирует, имея в голове
одно желание -- выжить. Но мысль о том, что смерть в неудаче --
напрасная смерть, абсурдна сама по себе. В смерти нет стыда.
Смерть -- самое важное обстоятельство в жизни воина. Если ты
живешь, свыкнувшись с мыслью о возможной гибели и решившись на
нее, если думаешь о себе как о мертвом, слившись с идеей Пути
Воина, то будь уверен, что сумеешь пройти по жизни так, что
любая неудача станет невозможной, и ты исполнишь свои
обязанности как должно.
В бою состояние твоего духа не должно отличаться от
повседневного. И в схватке и в обыденной жизни ты должен быть
целеустремлен, но спокоен. Встречай ситуацию без напряжения,
однако не беспечно, с духом уравновешенным, но не
предубежденным. Даже когда дух твой спокоен, не позволяй телу
расслабляться, а когда тело расслаблено, не позволяй духу
распускаться. Не допускай, чтобы тело влияло на дух, и не давай
духу влиять на тело. Не будь ни недостаточно вдохновленным, ни
вдохновленным сверх меры. Поднявшийся дух слаб, и опустившийся
дух слаб. Не позволяй противнику проникнуть в твое состояние.