Долго думала, куда запостить, решила - в кендо, тут народу больше... должно быть больше - теоретически. Если иметь в виду процентное соотношение кендок и кобудок на нашем татами и экстраполировать оное сюда.
Начну опять я, а что делать, письменно-активного народу на форуме пока что явственно меньше, чем бойцов на татами.
Поскольку МОЙ личный выбор - кендо или кобудо - был сделан за меня, а я на момент этого выбора вообще не знала значения обоих этих слов, ибо впервые их слышала, меня условно можно отнести к категории беспристрастных оценщиков. Или даже безусловно. Как хотите.
Так сложилось, что за меня выбрали кобудо. Так, опять же, совпало, что кобудо мне понравилось с первого сейгана. И так получилось, что мне никогда не приходило, не приходит и не придёт в голову сравнивать кендо и кобудо между собой.
Кобудоки, вы рано аплодируете. Я не про то, что кобудо - это круче.
Занимаюсь я недолго, на нынешний момент - год и десять (без одной недели) месяцев. Если я и успела кое-что ущучить за этот ничтожный срок, то лишь потому, что фехтование - такое же искусство как, скажем, пение, танец, игра на музыкальных инструментах или верховая езда. Вдаваться не буду, но основные принципы и законы у всех "физических" видов искусств общие. Поэтому мне было многое ясно с самых первых уроков, а теперь мне остаётся только перевести знание в умение, а там, если доживу - и в навык (фигня, начать и кончить, лет за тридцать думаю немного преуспеть).
Ну так вот. Разумеется, за эти год и десять месяцев я успела побывать в доспехах. Заниматься в Катори-клубе и ни разу в них не побывать - довольно сложно. Что я могу сказать про кендо? Если про собственные ощущения - то я утвердилась в мысли, что начинать таки лучше с кобудо. А ещё - что лично мне рано или поздно захочется проверить себя в реальном поединке, а в рамках Уголовного Кодекса это возможно только в кендо.
Возможно, живи я в Японии и занимайся у Отакэ-сенсея, мне бы и кобудо хватило на всю оставшуюся жизнь. Но я не там, а японцы к нам как-то не сильно рвутся. А уж делиться всякими секретными фишками с гайдзинами и вовсе вряд ли станут. Таким образом, рано или поздно в кобудо для меня настанет "потолок", ибо я не Миямото Мусаши, чтобы не нуждаться в учителях, особенно на том уровне, про который Ямада-сенсей на семинаре сказал, что мы его и близко не достигли, и поэтому он не может заниматься с нами тонкими вещами. Для начала исправьте ваши макиути.
Но я также не согласна с "чистыми" каторийцами, которые утверждают, что ката могут быть самоцелью, и если человек - не легкомысленный раздолбай, то он завсегда может ими удовлетвориться, ибо всегда будет познавать их на новом уровне. А в кендо уходят те, кто... ну, понятно.
У меня к такому мнению только один вопрос: если ката изначально не были самоцелью, а только средством для подготовки к реальному бою, с какого перепугу они вдруг стали самоцелью теперь? Увы, кроме как "самоутешение" в голову ничего не приходит.
Когда мы осваиваем игру на фортепьяно, мы играем гаммы, арпеджио и прочие дивные упражнения. Но никто не выносит их на концертную эстраду. Да, Рахманинов даже гаммы играл так, что дворники, слыша его, плакали (а я почти плакала, когда Ямада-сенсей делал ицуцу-но тати). Но целью всё же были не гаммы, а приобретение кондиций, необходимых для исполнения музыки.
(На всякий случай скажу, вдруг не все тут специалисты по фортепьяно: пианисты продолжают играть гаммы, арпеджио и прочие упражнения всю жизнь. Никому не приходит в голову прекращать, поскольку, не поддерживая форму, мы из неё выходим.)
Поскольку всё учение Катори Синто-рю в нашей стране представлено исключительно в виде фехтовальных ката, а о прочих аспектах мы можем знать только из книг и статей, а следовательно, не можем изучить из на приемлемом уровне ("приемлемый" - растяжимое понятие, но я страдаю неизлечимым перфекционизьмом, и для меня всё, что ниже уровня Ямады-сенсея - уровень не приемлемый, а только промежуточный ), то мне представляется вполне резонным плавное перетекание контингента, освоившего каторийскую технику на том уровне, который возможен у нас в стране, в кендо.
Потому что, обучаясь искусству сражения, никогда не иметь возможности проверить себя в сражении - как-то...
Про возможности духовного самосовершенствования путём повторения ката я промолчу. В Японии ката иай-дзюцу делают с синкенами, чтобы реально встречаться со смертью каждый день. Когда/если мы начнём делать это сами ( и если останемся после этого в живых), тогда ИМХО будет смысл поговорить и о духовном. До той поры наши рассуждения о неиспытанном, боюсь, будут детским лепетом. Как, впрочем, и без религиозной составляющей.
Подводя итоги столь длинной ИМХи:
кобудо и кендо в моём сознании неразделимы как рукоять и клинок катаны: разделить можно, но только на время.
dixi
у кого есть, чем кинуть в автора - добро пожаловать в комменты.