Форум клуба Катори


Форум Московского клуба кендо и кобудо Катори

Советы для подготовки к экзаменам

Обсуждение статей, опубликованных на нашем сайте и не только...

Модератор: kre:all

Советы для подготовки к экзаменам

Сообщение Fundador » 30 авг 2013, 12:14

Советы для подготовки к экзаменам


Аоки Хикито (8-й дан ханси)
Опубликовано в Kendo World 6.4
Перевод на английский: Алекс Беннет
Перевод на русский: Антон Федотов

От переводчика на русский

В оригинале текст не имел заголовка, и слова сенсея несомненно будут полезны всем, независимо от того готовитесь ли вы к экзамену в данный момент.

Аоки-сенсей родился в 1937 г. в префектуре Оита. После окончания университета Оита он поступил в департамент полиции Оита, ушёл в отставку в 1996 г. Успешно выступал на Чемпионатах Полиции, Национальный Спортивных Сборах, Чемпионатах Японии и т.п. Занимал посты в Федерации Кендо префектуры Оита, является почётным Шиханом департамента полиции Оита. Аоки-сенсей получил 8-й дан в 1987 г., и в 1995 году титул Ханси.

“Достигаете ли вы своего абсолютного максимума?”

Я хотел бы начать с описания того настроя, который необходим для успешного прохождения экзамена. Смысл экзамена в кендо — установить ваш настоящий уровень. На экзамене нет никаких гарантий и некоторые люди, считающие что их уровень соответствует требованиям, могу провалиться. В то же время, люди не считающие себя готовыми, могут успешно пройти экзамен. Это связано с тем, что есть и другие факторы, кроме уровня мастерства. Те кто практикует кендо должны продолжать попытки пока они не увенчаются успехом.

Естественно, успешный кандидат обладает необходимыми для его уровня силой и достоинством, а те кто не прошёл продолжают пытаться пока не приобретут их. В этом смысле экзамен даёт кендоке прекрасную возможность для роста. Экзамен выявляет настоящую глубину понимания кендо, проходя через тяжёлые тренировки и попытке подготовиться к предстоящему экзамену, он или она укрепляет свою решимость и оттачивает своё кендо. Таким образом, критичным для прохождения экзамена является то, стремиться ли боец к своему “абсолютному максимуму”.

Если вам повезло с сообществом в котором вы занимаетесь, вы можете получить советы и руководство от старших и учителей в процессе ежедневных тренировок. Однако, ваше место жительства или работа могут лишать вас возможности так тренироваться и получать наставления. Подозреваю, что такая ситуация у большинства. Для таких людей важнейшим является стремление к достижению абсолютного максимума.

Я хочу сказать, что кейко — это не просто “одеть богу и ударить противника”. Это обдумывание того, как вы можете улучшить все аспекты вашего кендо прямо сейчас, и применение результатов размышлений на практике. Это может включать в себя пробежки, манеру ходить, субури, чтение теоретической литературы, всё что может вам помочь. Вы должны быть уверены, что всё что вы делаете продвигает вас к вашему абсолютному максимуму, и вы не ослабляете усилий пока цель не достигнута. Если вы действуете таким образом, ваше кендо станет неразрывно связанно с повседневной жизнью. Вы сможете легче преодолевать сложности в работе, и этот опыт, в свою очередь, улучшит ваше кендо.

“семэ с помощью ки, семэ с помощью меча, семэ с помощью тела…”

Теперь я хочу подчеркнуть три важнейшие пункта, необходимые для сдачи экзамена. Нет нужды повторять, что для успешной сдачи экзамена вы должны затмить своего оппонента. Для этого надо нанести удар. Даже если вы превосходите его в других аспектах, если вы не можете реализовать эффективную атаку, вы не пройдёте. Эффективность атаки в кендо базируется на том, как вы делаете “семэ” (оказываете давление) и “таме” (сдерживаетесь), и как вы пользуетесь уязвимостями оппонента. Используйте ки, меч и тело чтобы оказывать комплексное давление на противника. Консолидация этих трёх факторов в вашем семэ называется “санко-ичи” (объединение трёх атак).

Во-первых, что значит семэ с помощью ки? Говорят, что тело пропитано ки, или энергией. Зажатость в ваших плечах исчезнет если вы напряжёте нижнюю часть живота, представив себе что это надутый воздушный шар. Иными словами, в камаэ верхняя половина тела должна быть “пустой”, а нижняя “полной”, и это необходимое условие для того чтобы противостоять противнику и оказывать давление на него.

Старое наставление гласит: “Если сжать рукоять меча слишком сильно, ваша ки не попадёт в его кончик.” Ваша ки должна подниматься из живота и струиться через тело, а ваш киай исходить через кончика меча. Как глубокий и мощный львиный рык, ваш киай должен рождаться в нижней части живота. В японском языке есть такое выражение: “ме ни моно во мисеру”. Дословно можно перевести как “показать что-то их глазам”, это значит преподать кому-то урок, научить кое-чему. Эта установка лежит в основе боя или поединка. Чтобы воспользоваться уязвимостью или слабостью, необходимо видеть состояние оппонента, наблюдать их с полной ясностью и максимальной концентрацией. Для того чтобы “показать что-то их глазам” нужно вначале научиться использовать свои. Кроме того, оказывая давление с помощью ки, вы должны демонстрировать решимость атаковать (сутеми), и не думать о победе или поражении, не пытаться ударить, всеми силами избежав ответного удара. Встречаясь с оппонентом вы должны выбросить из головы всё лишнее, иначе ваше кендо станет уязвимым.

Далее, что такое семэ с помощью меча? Это означает оказать давление через кончик меча (кенсен или киссаки), и подавить противника ударом. Другое старое наставление гласит: “Жизнь и смерть находится на девяти сантиметрах киссаки”. Мастера меча прошлого также подчёркивали важность кенсена. Например, “Огонь струится из кенсена” (Терада Мунеари), “Пламенные волны исходят из кенсена” (Ширай Тору) и “Кенсен становится всё больше и больше” (Ямаока Тешу). А также: “Для того чтобы поднять меч и сделать рез нужно использовать киссаки. Если ки собирается в кончике меча, она поведёт за собой клинок.”

Как утверждают эти наставления, именно движение кенсена определяет ход поединка. Так как же использовать кенсен для семэ?

семэ удержанием кенсена на центральной линии противника.
семэ сменой направления кенсена. Камаэ противника потеряет стабильность если, правильно (гибко) используя запястья, вы сместите кенсен вверх, вниз, влево или вправо. Это называется “семэ хаппо” (семэ восьми напавлений).
Дестабилизация камаэ оппонента сметанием, подавлением, выкручиванием, и сбиванием его синая.
Ударом. Например, угрожайте котэ противника, а когда он попытается защититься ударьте мэн. То есть уязвимость возникает когда противник пытается уйти от вашей атаки или блокировать её. Это тоже семэ с помошью меча.

Как оказать давление телом? Когда вы надвигаетесь на противника, он будет думать, что вы намерены нанести удар и почувствует давление на себя. Если сравнивать маай атаки и защиты (пространство меду вами и вашим противником) с атакой крепости, то момент когда два киссаки соприкасаются подобен преодолению внешнего рва. Вам нужно пересечь ров и атаковать ворота (руки противника). Тогда его камаэ будет дестабилизировано и вы сможете атаковать замок (мэн). Этот процесс требует перемещения всего тела.

Харигайа Секиун оставил следующее наставление:

“Вообще, когда вы атакуете противника мечом, если вы слишком далеко, вы должны приблизиться на дистанцию досягаемости. Приблизившись — режьте. Если вы уже достаточно близко, просто режьте. Нет нужды размышлять об этом”.

Чтобы нанести удар вы сначала должны прорваться на нужную дистанцию. Даже если вы просто приближаетесь чуть-чуть, наступает момент когда противник вынужден действовать. Это та самая грань, которой вам нужно воспользоваться и захватив инициативу совершить прорыв. “Стопа семэ” жизненно необходима для этого. Правая стопа используется для наступления на противника, но левая мгновенно подтягивается на место сразу за ней. Семэ с помощью тела должно выполняться “стопой семэ”.

“Вы атакуете в правильный момент?”

Что касается “тамэ”, “Если у вас нет тамэ, вы будете слишком поспешны (киой). Если у вас слишком много тамэ вы станете медлительным (итсуки). Тамэ это не вопрос тайминга. Тамэ означает найти золотую середину между поспешностью и медлительностью.” Так учил мой сенсей, Окада Шигемаса (8-й дан Ханси). Правильное тамэ означает быть терпеливым, но готовым внезапно атаковать.Если вы делаете семэ с санко-ичи, противник подготовится к немедленной атаке. Если вы просто продолжите двигаться вперёд, то столкнётесь с защитой или будете контратакованы. Вы должны использовать и семэ и тамэ, ожидая когда противник среагирует, создать давление, а затем взорваться ударом. Это и называется атака в правильный момент. То есть тамэ также означает поиск правильного мгновенья для атаки. Эта возможность также называется “ки”, но используется иероглиф отличный от “ки” как “дух”. Она появляется как только в сознании, теле или технике оппонента происходят перемены.

Здесь я хочу привести несколько наставлений разъясняющих занчение ки: “Секка но ки” (кремень, высекающий искру) — Когда вы полностью сфокусированы и ваш киай достаточен, вы можете одолеть противника в то самое мгновенье, когда такая возможность появится, так быстро, как высекаются искры при ударе кремня. Чиба Шисаку говорил о “цуюи но курай” (росе падающей с листа).

“Когда на листьях дерева скапливается роса, стоит коснуться ветки как роса падает вниз в то же самое мгновенье. Так же и в искусстве кендзюцу, вы должны быть готовы к мгновенной атаке в тот самый миг, когда в сознании, технике или теле противника происходит движение.”

Ямаока Тешу учил, что “шинсей но сё” (подлинная победа) достигается когда вы позволяете противнику атаковать.

“Когда в бою встречаются два фехтовальщика, каждый полон решимости сделать шаг вперёд и сразить другого. Сдержите себя чтобы позволить противнику поддаться этому желанию, и когда он атакует, воспользуйтесь возможностью чтобы нанести удар первым. Это подлинная победа.”

Как утверждают эти наставления, возможность для атаки возникает как только в противнике происходят какие-то изменения. Однако, я хотел бы добавить, что ударить — не достаточно. Атака должна быть выполнена с в соответствии с кихон и базовыми движениями. “Ки” означает уязвимость для атаки. Уязвимости происходят из сознания/сердца. Так, Ямаока Тешу советует мечнику избегать обманчивого желания ударить и избежать удара противника. Дело в том, что такое беспокойство затуманивает сознание. Есть учение, которое утверждает: “Камаэ и сердце — по сути одно”. Это значит, что если ваше сердце полно беспокойства, таким же будет и камаэ. Эта идея часто выражается в кендо в таких понятиях как шикай (четыре слабости ума — неготовность, испуг, сомнение и растерянность), а также упомянутое выше “рвение” (киой) нанести удар и неспособность двигаться (итсуки). В итоге, в кендо вы должны “атаковать сердце сердцем”. Это нужно осознать в процессе ваших каждодневных тренировок, и здесь скрывается безграничная глубина кендо.

“Ваш удар технически правилен?”

Технически правильный удар базируется на следующих моментах: первое, форма удара соответствует требованиям кихон. Осознайте важность уичкоми-кейко и приложите все усилия чтобы избавиться от дурных привычек и причуд, которые у вас, возможно, развились. Второе, удар должен быть “режущим” и обладать достаточной силой. Используя левую руку делайте большой замах, и ту же левую руку используйте для удара. Избегайте чрезмерного усилия в хвате правой руки в момент удара. Третье, необходимо знать роли обеих рук в выполнении удара. Используйте левую и правую руки в ударе осознанно.

Левая рука поднимает меч, наносит удар и останавливает меч (левая рука чётко останавливается на уровне груди). Правая рука подобна “рулю”, помогает левой руке направлять меч к цели. Кроме того, это “рука — защитник”, с помощью которой можно свести на нет атаку противника. Также правая рука это “отражающая рука”, используемая в таких техниках как суриаге-вадза и каэси-вадза.

Матсумото Тосио (9-й дан Ханси) называл этот важный навык “удар запястьями”. Для эффективного использования рук в ударе он выделял следующие пункты:

Прежде всего необходимо хорошо понять правильное теноучи (способ удерживать синай) прежде чем вы сможете нанести правильный эффективный удар используя запястья. Иными словами, взмах синаем выполняется с помощью запястий.
Синай должен начинать двигаться от запястья левой руки. После удара левая рука останавливается на уровне груди.
Начиная движение, представьте, что ваша рука привязана к телу пружиной. Когда бьющая рука идёт на замах, пружина натягивается, а затем с ударом по цели сокращается, высвобождая огромную силу.
Если левая рука в камаэ слишком низко, сделать описанное в пункте 3 движение не получится, замах будет слишком маленький, а удар неэффективный, скорее “шлепок” чем рез.

Вот на эти основные момент я обращаю внимание принимая экзамены. Коротко говоря, семэ -> тамэ -> технически правильный удар.
Сколько овцу не тренируй, волка из неё не получится :-)
Аватар пользователя
Fundador
 
Сообщений: 1236
Зарегистрирован: 25 янв 2010, 20:50

Re: Советы для подготовки к экзаменам

Сообщение Fundador » 15 янв 2015, 22:41

Вы точно уверены что в этой статье идёт речь о подготовке к службе в армии? ;)
Сколько овцу не тренируй, волка из неё не получится :-)
Аватар пользователя
Fundador
 
Сообщений: 1236
Зарегистрирован: 25 янв 2010, 20:50


Вернуться в Статьи

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron